Канчели, Нодар


Канчели, Нодар

Конструктор, автор проекта рухнувших зданий "Трансвааль-парка" и Басманного рынка

Нодар Канчели - конструктор, автор проекта купола аквапарка "Трансвааль-парк", обрушившегося зимой 2004 года, и проекта купола Басманного рынка Москвы, обрушившегося зимой 2006 года.

Нодар Вахтангович Канчелродился 21 апреля 1938 года в Москве в семье архитектора [10].

В 1960 закончил Московский инженерно-строительный институт имени В. В. Куйбышева, факультет промышленного и гражданского строительства [25]. Корифеи строительной науки, Н. С. Стрелецкий и П. Л. Пастернак, особо отметили дипломный проект Канчели - оригинальную конструкцию покрытия (крыши) здания. Однако консультант по технологии отказался подписать проект: он считал, что такая крыша обрушится [24].

Этот проект позволил молодому конструктору при распределении попасть в Моспроект [25]. Работая в отделе строительных конструкций вместе с признанными авторитетами, Канчели участвовал в проектировании Останкинского телецентра, гостиницы "Белград", Басманного рынка, Студии циркового искусства, проявляя интерес к нестандартным архитектурным решениям [24].

Канчели поступил на механико-математический факультет МГУ: расчет сложных пространственных систем требовал фундаментальной математической подготовки. В 1968 году он получил диплом математика [24].

В 1974 году Канчели начал работать в "Союзкурортпроекте", заняв должность главного конструктора института. По его инициативе были созданы отдел строительных конструкций и вычислительный центр, позволившие создать ряд уникальных проектов [25].

Визитной карточкой Канчели стал проект пансионата "Дружба" в Ялте, построенный в 1985 году. Это было первое воплощение системы "сотовый монолит". Пансионат "Дружба" - пятиэтажное здание в форме "бублика" диаметром 80 метров из монолитного бетона, установленное на три опоры, оно как бы подвешено на высоте 25 метров над землей. 200 "сот" во внешней части "бублика" - это гостиничные номера [25]. В это же здание уместились все функциональные службы (администрация, корпус медицинского обслуживания, спортзал). По словам Канчели, это сооружение способно выдержать землетрясение в восемь баллов [25].

Впоследствии были разработаны другие схемы "сотовых" монолитных зданий - гостинично-делового и торгового центра в виде сферы. Канчели собирался предложить мэру Москвы Юрию Лужкову эффектный проект "Шар" - здание, поставленное на три опорные лифтовые шахты, который можно возводить над пересечением трасс и в других неудобных для строительства жилья местах [25]. Именно его он считал оптимальным решением для перегруженных мегаполисов.

К началу 1990-х годов Канчели уже был одним из главных среди конструкторов Москвы, руководил собственным проектным бюро ЗАО "К" (известное также как "Курортпроект"). Впоследствии, завоевав расположение столичного мэра, получил доступ к большому количеству престижных и выгодных заказов [11].

За свой проект устройства перекрытия Старого Гостиного двора Канчели получил премию мэра Москвы. Проект предусматривал использование не стандартных ферм, а безраскосых систем для достижения максимально возможной освещенности внутреннего двора через светопрозрачное покрытие [25].

Канчели принадлежит оригинальное решение большого купола Храма Христа Спасителя. Сложную систему купола, состоящего, на самом деле, из двух - внешнего и внутреннего, - удалось собрать на земле за 5 дней и поднять кранами всего за 1,5 часа [25].

В 2000 Канчели получил ученую степень доктора технических наук. Основная идея диссертации Канчели - поиск оптимальных вариантов на стадиях общего выбора конструктивной системы, расчета конструкции и выбора технологии ее возведения [24]. Решение данных задач Канчели продемонстрировал на примерах пространственных сооружений, большепролетных перекрытий и оболочек [25]. Эти принципы были проверены многолетней практикой Канчели, применялись им при строительстве Басманного рынка, ротонды Ново-Иерусалимского монастыря, пансионата "Дружба" в Крыму, купола Храма Христа Спасителя, покрытия атриума Гостиного Двора, большепролетных перекрытий многих спортивных сооружений [24].

Канчели предложено оригинальное конструктивное решение памятника Льву Яшину, пространственной композиции в Олимпийской деревне, памятника-стелы виде трехгранной пирамиды в Ханты-Мансийске [24]. В его активе более 30 изобретений, включая строительные конструкции, "шутки гения", вроде водяной люстры или раскручивающегося зонтика [24].

Канчели всегда отличало стремление к нестандартным решениям, к тому, чтобы форма конструкции подчинялась ее функции, к "воздушным", "летящим" силуэтам, так чтобы материал выглядел невесомым. Канчели стал живым классиком: в родном вузе его ставят в один ряд с Мельниковым, Меньшиковым, Стрелецким, Пастернаком [24].

Катастрофа в аквапарке "Трансвааль-парк", где вечером 14 февраля 2004 года рухнула крыша, похоронившая под собой 28 человек, стала еще одним - на этот раз печальным - поворотным пунктом в карьере Канчели. Обрушение купола аквапарка привлекло к конструктору повышенное внимание общероссийских прессы и телевидения, а также правоохранительных органов.

Хотя до ЧП профессиональная репутация конструктора Канчели была безупречной, многие независимые эксперты указывали, что в результате вмешательства главы ЗАО "К" в проект, разработанный "Сергеем Киселевым и партнерами", несущий каркас аквапарка и ограждающие элементы (крыша и стены) оказались плохо подогнаны друг к другу и все здание стало слишком неустойчивым. Руководитель Федерального лицензионного центра Росстроя Александр Толкачев, входивший в одну из комиссий по расследованию причин обрушения кровли в "Трансвааль-парке", называл среди возможных причин катастрофы замену перекрытий из металлоконструкций на бетонные. По его словам, бетонные перекрытия и колонны легко разрушаются под действием влаги [19].

Союз московских архитекторов официально выступил в защиту Канчели - сначала было написано открытое письмо к журналистам, участвующим, по мнению авторов, в травле конструкторов-проектировщиков, позже Союз обратился в Генпрокуратуру с заявлением, что Канчели не может быть виноват [11]. [8] В частности, архитекторы отмечали, что в действительности Канчели не является автором проекта купола [21]. Заместитель директора архитектурной мастерской "Остоженка" Андрей Гнездилов, президент Союза архитекторов России Юрий Гнедовский, президент Союза московских архитекторов Виктор Логвинов, президент компании "Сергей Киселев и партнеры" Сергей Киселев изучали характер повреждений и пришли к выводу, что 11-я колонна не могла рухнуть вследствие конструктивных ошибок, а согнулась под воздействием внешней силы. По словам Гнездилова, там имел место удар извне. Президент Союза архитекторов России неоднократно говорил, что обрушение произошло в результате точечного удара реактивного снаряда, выпущенного с прилегающей к аквапарку территории [17]. Но одновременно в частных беседах московские архитекторы будто бы говорили: было бы лучше, если бы Канчели не отстаивал свою невиновность, а взял хотя бы часть вины за обрушение "Трансвааля" на себя [11].

Сам Канчели с первых же дней после обрушения аквапарка не раз излагал через СМИ свою точку зрения на происшедшее. По его словам, любое современное здание неустойчиво и в любом проекте можно найти массу ошибок - главное, чтобы они не достигали критического уровня. Все дело в том, чтобы несущие элементы здания не подвергались внешним, незапланированным нагрузкам. Одновременно Канчели отмечал, что для купола "Трансвааля" был задан большой коэффициент запаса предельной нагрузки. По его словам, серьезные просчеты при проектировании непременно проявились бы намного раньше, но "Трансвааль-парк" простоял три зимы, и никаких повреждений кровли не было. Архитектор подчеркивал, что переломилась только одна колонна, а это могло произойти лишь в результате внешнего воздействия [18].

По словам Канчели, на видеопленке наружного наблюдения аквапарка, зафиксировавшей падение крыши, видно, что разрушение "Трансвааль-парка" началось с одной из колонн внешнего несущего корпуса. Глава ЗАО "К", просматривавший эту пленку вместе с мэром Москвы в первые часы после катастрофы, уверен, что колонна переломилась из-за взрыва, произошедшего на ее поверхности. По его словам, на пленке виден направленный пылевой выброс, идущий от колонны наружу, [21], [18]. Лужков после просмотра пленки также заявил, что видел взрыв и готов подтвердить это на любом уровне [22]. По словам Канчели, впоследствии эта запись нигде больше не фигурировала [18]. Кроме того, конструктор заявил, что на фотографиях, которые успел сделать его заместитель Михаил Митюков, в том месте, где колонна прогнулась на 110 градусов, в метре от основания, видна вмятина, как от сильного удара [21]. По мнению Канчели, следствию, которое вело Моспрокуратура (и параллельно еще две комиссии), следовало сконцентрироваться на версии теракта, совершенного на территории "Трансвааль-парка". Однако версию о взрыве прокуратура отвергла еще 5 апреля 2004 года, после того как свое заключение по этому поводу представили специалисты-взрывотехники из ФСБ. В то же время сотрудники неназванного закрытого баллистического центра пришли к выводу, что повреждение могло быть нанесено направленным взрывом мощностью 300-400 граммов в тротиловом эквиваленте, и отметили характерное для взрыва разрушение стекла в поврежденной зоне [21].

Сам Канчели говорил о некоторой группе людей, которая через два месяца после катастрофы провела собственное расследование и обнаружила на месте обрушения следы взрывчатых веществ. До этого, по словам Канчели, непосредственно на месте обрушения никто экспертизы не проводил. Через два дня после катастрофы территория аквапарка даже не была огорожена [18]. Сообщалось также, что колонны долго пролежали в овраге и потому следов взрывчатки на них не осталось, а водосточная труба, в которую, предположительно, могли с крыши опустить взрывчатые вещества, попросту исчезла [20]. По мнению одного из архитекторов, выступивших в защиту Канчели, от версии теракта отказались потому, что теракт не является страховым случаем. Этот же человек добавил, что только обрушение колонны могло привести к обрушению купола [21].

Позже Канчели, вопреки выводам различных комиссий, говорил, что под зданием мог поплыть грунт [9]. По словам конструктора, независимые специалисты-геофизики, приглашенные им для обследования грунтов, пришли к выводу, что "Трансвааль-парк" был построен на карстовом разломе. Канчели утверждал даже, что в этом месте регулярно происходили оползни, о чем, в частности, свидетельствуют трещины в подвале аквапарка [7]. Представитель НИИ геодезии России Инна Померанцева утверждала, что, согласно геодезической карте Москвы, там находится узел геологических разломов, которые сильно влияют на колебания в почве, что подтвердили и исследования геофизиков [12].

После того как 28 марта 2005 года глава Моспрокуратуры Анатолий Зуев, опираясь на данные многочисленных экспертиз, официально заявил, что причиной катастрофы в Ясенево стали недоработки проектировщиков, Канчели в очередной раз выступил с публичными опровержениями, повторив свои основные доводы. С 1 апреля того же года Канчели из свидетеля по делу о катастрофе аквапарка превратился в обвиняемого по статьям 109, часть 3, Уголовного кодекса РФ ("причинение смерти по неосторожности двум или более лицам") и 118, часть 2 ("Причинение тяжкого вреда здоровью по неосторожности, совершенное вследствие ненадлежащего исполнения лицом своих профессиональных обязанностей"). В качестве меры пресечения ему была избрана подписка о невыезде [14].

Технические специалисты, на выводе которых строилось обвинение, заявили, что, рассчитывая нагрузки, длину пролетов, толщину арматуры, конструкцию колонн и прочее, Канчели использовал устаревшую компьютерную программу, которая не учла эксцентриситет сооружения и выдала математически правильные, но технически недостоверные результаты. Канчели утверждает, что программа "Лира", которой он пользовался, на тот момент была одной из лучших. Эксперты также признали "неверным конструктивным решением" приваривание шарниров в верхней части колонн к опорному поясу крыши. Специалисты считают, что крыша под воздействием низкой температуры сжалась и потянула за собой приваренные к ней колонны, одиннадцатая опора, на которую пришелся наибольший изгибающий момент, надломилась и выпала, после чего начала рушиться вся крыша. Канчели же утверждает, что создать и удержать изгибающий момент в колонне - трубе полуметрового диаметра - приваренные шарниры размером 10 на 10 сантиметров не могли [16]. В то же время согласно заключению независимого эксперта Александра Лещенко, которое он сделал для московских властей, расчеты Канчели провел правильно, а виной всему неправильные СНиПы, которыми пользуются проектировщики [12].

После крушения "Трансвааль-парка" Канчели советовал ввести классификацию зданий по уровню террористической опасности и разработать новые нормативы по строительству [21].

Несмотря на предъявленное ему обвинение, работать Канчели не перестал. Среди последних его работ - ледовый дворец в Коломне, 65-этажное здание новой мэрии в Сити [22]. В тот же день, когда Моспрокуратура предъявила Канчели обвинение (1 апреля 2005 года), градостроительный совет при мэре Москвы одобрил созданный мастерской архитектора проект Центра всесезонных видов спорта в долине реки Котловки на станции метро "Нагорная" (Электролитный проезд, 76) - 47-этажный комплекс общей площадью 1 миллион 800 тысяч квадратных метров, разбитый на пять вертикальных уровней, высотой 200 метров над уровнем земли [22]. Сам Лужков назвал проект "уникальным" и "очень талантливым" [14], [13], [15]. В мае 2005 года Канчели как глава ЗАО "К" получил заказ на проектирование раздвижной крыши над большой спортивной ареной "Лужников". Действующая модель этой крыши, а также проектная документация должны были быть подготовлены к 2007 году. В мэрии подчеркнули, что подобный проект доверить больше некому, а сам Лужков заметил, что конкретного виновника, допустившего ошибку при проектировании "Трансвааля", должен назвать суд [8]. Кроме того, Канчели занимается реконструкцией Большого театра и стадиона "Динамо", а также других объектов, в том числе, частных [23]. По проекту Канчели строится конькобежный стадион в Коломне. После катастрофы в "Трансваале" в проект были внесены изменения: все колонны, на которых держится крыша, залили изнутри бетоном [22].

Начавшийся 3 февраля 2006 суд по делу "Трансвааль-парка" был приостановлен в связи с возвращением материалов на доработку в прокуратуру, однозначного ответа на вопрос о причине трагедии не появилось [2].

Через 20 дней, 23 февраля 2006 года, произошло обрушение крыши Басманного рынка, конструктором которого тоже был Канчели [4]. Басманный рынок был построен в 1974 году. Двухэтажное здание было накрыто железобетонным куполом диаметром 80 метров [3]. Оригинальность проекта заключалась в том, что крыша представляла собой "висячую вогнутую оболочку" [6]. На первом этаже рынка были расположены продовольственные ряды, а на втором - промышленные лавки. Этот уникальный проект со временем стал типовым, были построены еще два здания-близнеца: рынок в центре Ангарска Иркутской области и питьевая галерея в Ессентуках, способная одновременно обслужить 5 тысяч человек [3].

Были названы две основные версии новой катастрофы: ошибки при проектировании и нарушения при эксплуатации здания [4]. 23 февраля Канчели допросили следователи прокуратуры. После допроса он был отпущен, и следователи сосредоточили своё внимание на втором подозреваемом - Марке Мишиеве, директоре рынка [4], которого задержали и обвинили его в незаконной перепланировке здания [5]. Именно он впоследствии фигурировал в деле в качестве обвиняемого, поскольку "вследствие недобросовестного исполнения своих профессиональных обязанностей не принял мер к организации надлежащей эксплуатации здания Басманного рынка" [1].

Тем не менее, произошедшие катастрофы привели к тому, что СМИ перестали писать о Канчели как о гениальном конструкторе [6].

Использованные материалы


[1] Завершено расследование дела в отношении директора Басманного рынка Марка Мишиева. — ИТАР-ТАСС, 26.10.2009

[2] Григорий Санин. Тайны "Трансвааля". — Итоги, 02.03.2006. — №07 (505)

[3] Андрей Моисеенко. Есть ли в вашем городе купола-убийцы? — Комсомольская правда, 26.02.2006

[4] Владимир Ворсобин. Версии. — Комсомольская правда, 26.02.2006

[5] Директор Басманного рынка Мишиев осуществлял самовольную перепланировку помещений - прокурор Москвы. — РИА Новости, 26.02.2006

[6] Нодар Канчели по эффективности конкурирует с Басаевым и Хаттабом. — Forum.msk.ru, 23.02.2006

[7] Сенаторов Юрий, Машкин Сергей. Железобетонная логика. — Коммерсант, 30.06.2005

[8] Константин Волков. Других Канчели у нас нет. — Итоги, 11.05.2005. — №19

[9] Игорь Надеждин. Деформация (Работа над ошибками). — Итоги, 04.05.2005. — №14

[10] Нодар Канчели, архитектор. — Эхо Москвы, 25.04.2005

[11] Гессен М.. Крайний. — Большой город, 11.04.2005

[12] Воронова Мария. Роковые трещины. — Московские новости, 08.04.2005

[13] Анна Гараненко. Лужков с Канчели идут в горы. — Известия, 04.04.2005. — №055-M (26856)

[14] Алексей Никольский. Нашли виноватого. — Ведомости, 04.04.2005. — №58 (1340)

[15] Пятилетова Любовь. Проект обвинения. — Российская газета, 02.04.2005

[16] Сергей Дюпин. Нодару Канчели написали по куполу. — Коммерсант, 02.04.2005

[17] Апасова Елена, Старовойтова Елена. "Москомэкспертиза дала заключение по проекту. А виноват во всем Канчели?". — Русский курьер, 29.03.2005

[18] Олег Рубникович, Марина Ясенева. Жертвами "Трансвааля" сделают проектировщиков. — Газета (www.gzt.ru), 28.03.2005

[19] Игорь Наумов. "Сам факт, что выпадает одна колонна, а рушится, подобно карточному домику, все строение, вызывает недоумение". — Независимая газета, 14.02.2005

[20] Сергей Дюпин. Следствие закопалось в развалинах. — Коммерсант, 14.02.2005

[21] Сергей Рябов, Олег Рубникович, Елена Пирогова. Год после трагедии Трансвааля: вопросов больше, чем ответов. — Газета (gzt.ru), 13.02.2005

[22] Рудницкая Анна. Конструктор катастрофы. — Московские новости, 11.02.2005

[23] Первый заместитель главы стройкомплекса Москвы, глава комиссии по расследованию причин обрушения "Трансвааль-парка" Александр Косован: "Город несет ответственность за все. Но моральную, а не юридическую". — Известия, 16.08.2004. — №148-M (26705)

[24] Ю.Тимянский. Строители на все времена. — Наследие.Ru, 01.10.2001. — №10 (141)

[25] Лариса Сергеева. Три оптимума Нодара Канчели. — Московская перспектива, 14.06.2000. — №23

Источник: http://lenta.ru/lib/

Энциклопедия ньюсмейкеров. 2012.

Смотреть что такое "Канчели, Нодар" в других словарях:

  • Канчели, Нодар — Нодар Вахтангович Канчели Годы жизни Гражданство Россия Дата рождения 21 апреля 1938 Место рождения Москва …   Википедия

  • Канчели, Нодар Вахтангович — Нодар Вахтангович Канчели Основные сведения Гражданство Россия Дата рождения 21 апреля 1938(1938 04 21) (74 года) …   Википедия

  • Канчели Нодар Вахтангович — Нодар Вахтангович Канчели Годы жизни Гражданство Россия Дата рождения 21 апреля 1938 Место рождения Москва …   Википедия

  • Канчели — Канчели  фамилия. Известные носители: Канчели, Нодар Вахтангович (р. 1938)  российский архитектор, инженер конструктор. Канчели, Гия Александрович (р. 1935)  грузинский композитор …   Википедия

  • Нодар Вахтангович Канчели — Годы жизни Гражданство Россия Дата рождения 21 апреля 1938 Место рождения Москва …   Википедия

  • Нодар Канчели — Нодар Вахтангович Канчели Годы жизни Гражданство Россия Дата рождения 21 апреля 1938 Место рождения Москва …   Википедия

  • Канчели Н. — Нодар Вахтангович Канчели Годы жизни Гражданство Россия Дата рождения 21 апреля 1938 Место рождения Москва …   Википедия

  • Канчели Н. В. — Нодар Вахтангович Канчели Годы жизни Гражданство Россия Дата рождения 21 апреля 1938 Место рождения Москва …   Википедия

  • Главные проекты Нодара Канчели — В 1960 е годы Нодар Канчели, работавший в отделе строительных конструкций "Моспроекта 1", участвовал в проектировании Останкинского телецентра (разработал проекты всех студий), студии циркового искусства в Измайлове (монолитная висящая… …   Энциклопедия ньюсмейкеров

  • Канчелли — Канчели  фамилия. Известные носители: Канчели, Нодар Вахтангович (р. 1938)  российский архитектор, инженер конструктор. Канчели, Гия Александрович (р. 1935)  грузинский композитор …   Википедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

We are using cookies for the best presentation of our site. Continuing to use this site, you agree with this.